пятница, 25 декабря 2009 г.

Крестьянство

беднота – это люди, которые не умеют работать.
довольно много комсомольского состава было готово проводить резко эту коллективизацию, потому что считалось, что это их путь наверх ... очень часто в чиновничество. И становились важным элементом этого чиновничества.
Отец так и пересказывал слова деда, крестьянина:
Беднота эта стала комсой, и на всякого зажиточного писала кляузы как о кулаке. Между этой "работой" - слонялась пьяной по селу. Вполне не брезговала шантажом девушек - на отца в райком напишу если "не дашь"!
А то что у него в огороде - бурьян, а у зажиточного соседа - рожь колосится - кто ж будет вникать...
Уж точно, не нынешний 20летний кретин-сталинист, унаследовавший гены "бедноты"


... почему вы занялись темой крестьянства?

Т.ШАНИН: Ну, здесь есть 2 причины. Где-то очень далекая причина была в том, что мой отец в своем чуть ли не детстве, когда был студентом в Петербурге, был эсером. И я от него слышал рассказы, он мне напевал всякие песни крестьянского движения, и так далее, и так далее. Но это, конечно, само бы по себе не повлияло. Меня всегда интересовали альтернативные формы экономической организации и социальной организации людей. Я думаю, что центральная альтернативная форма социальной организации людей – это крестьянство, которое существовало в наше время около нас, но по-другому, как-то действовало по-другому. Мне это показалось необыкновенно интересным. И то, что для начала было просто интересом студента к чему-то необыкновенному, превратилось в профессиональную специализацию мою.
...

Надо помнить, что в России прошло выравнивание, если хотите употребить русское слово, уравниловка во время Гражданской войны. То есть была перетасовка земли и перетасовка почти что всего. И почти что все те разделения, которые были в свое время на богатых и бедных, изменились. Это значит, что те, которые где-то в 1937-м, скажем, считались богатыми, то есть кулаками, потому что к этому времени кулак – это значило быть богатым. Это были люди, которые в течение 5-ти лет наработали это. То есть это были крестьяне, которые качественно работали и работали лучше, чем их соседи. Иначе этого объяснить нельзя, я нигде не видел другого объяснения. То есть люди просто не объясняют, а обходят этот вопрос. В этих условиях уничтожение кулачества было уничтожением элиты сельскохозяйственной России.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: То есть успешных деятелей от сельского хозяйства, так?

Т.ШАНИН: Да. Всех тех, кто умели работать в сельском хозяйстве. Потому что в сельском хозяйстве довольно примитивного уровня развития как в российском того времени личность и субъективные факторы, если хотите говорить языком нашего времени, играли огромную роль.

...

Н.БОЛТЯНСКАЯ: А скажите, пожалуйста. С вашей точки зрения, я понимаю, что история не знает сослагательного наклонения, но можно ли на сегодняшний день как-то попытаться прогнозировать – наверное, не совсем верное слово, - ситуацию, если бы не было такого, как выражаются наши современники, наезда на крестьянство советской властью?

Т.ШАНИН: Есть крупный русский ученый, который работал на Западе, в американских университетах Тимошев, который провел такое исследование. То есть он провел экстраполяцию развития крестьянского хозяйства России в последние 4 года перед революцией, с 1917 года и что бы было, если ничего не произошло, не было революции. Его результаты ясны. Они говорят, что Россия вышла бы на тот же уровень индустриализации, но без тех ужасных человеческих жертв.

...

Т.ШАНИН: Главной ударной репрессивной силой была молодежь городская комсомольская или сельская комсомольская. И в этом смысле создалась ситуация конфликта поколений.
Конфликта поколений или возможности, скажем так, социального лифта для молодых людей?
Этот конфликт поколений выражал борьбу за лифт. И в этом смысле нет никакого сомнения, что довольно много комсомольского состава было готово проводить резко эту коллективизацию, потому что считалось, что это их путь наверх, это первое. Второе, была группа населения, которая была очень важной, это были солдаты, которые закончили службу. То есть люди уходили на 2 года, очень часто становились комсомольцами на службе, возвращались и тогда старались попасть в город, очень часто в чиновничество. И становились важным элементом этого чиновничества. Но был, кто возвращался в село, и чаще всего присоединялся к тем коллективизатором, так сказать.

Комментариев нет: