Как и ожидалось, российский сектор т.н. всемирной паутины взыграл, взревел и взбурлил по случаю смерти Гайдара. Едва ли не на всех сайтах, хоть каким-то боком имеющих отношение к экспрессии мнения народного, – шквал проклятий, безбрежное море плевков вслед усопшему – и редкие островки уважительных эпитафий. Ну, с последними всё понятно, их авторы – ставленники олигархов, мирового масонства, мирового еврейства и т.д. Зато проклинающие – сплошь патриоты, любящие Россию и желающие видеть ее сильной и процветающей. Отсюда и характер посмертных проклятий в адрес Гайдара – развалил своими реформами отечественную экономику, ввергнул население в нищету, погубил 28 миллионов россиян (черт его знает, откуда взялось это число, но коль скоро оно оглашено, значит, кто-то несет за него ответственность) и подложил Россию под Запад.
...
Вы, братья и сестры мои кистепёрые, видать, забыли, что было в Советском государстве. Особенно в последние его бесславные годы. Видать, память у вас девичья.
Напомню.
Вот у нас сейчас, говорят, кризис. Рецессия (ух, до чего слово красивое). Понимаете? Трудности мы испытываем экономические. Попаршивело нам маленько аж с прошлой осени.
И ясно почему – нефть проклятая подешевела и никак дорожать не хочет. Это в зажравшейся Америке кризис ипотечный. А у нас свой кризис, фирменный, вызванный совершенно оригинальными и ни для кого более не актуальными причинами. Ну, он, конечно, с мировым тоже связан, мы же не в безвоздушном пространстве живем. Но все-таки у экономического кризиса российского разлива свои имманентные прибабахи и закидоны.
Как хорошо было, когда нефть стоила 150 американских зелёных грин США за баррель! И разве можно нормально жить и работать, когда цена ея рухнула аж до 60–80 означенных грин!..
Ага. Рухнула, значит. И все забегали, и захлопала, аки парус на неверном ветру, наша экономическая система, и следом за ней задребезжала система политическая. Вот, значит, какие мы нежные.
Теперь вопрос на засыпку: а помните ли вы, дорогие соотечественницы и соотечественники, какие были цены на нефть в 1990-е годы? Точнее, с 1985-го по 1999-й?
Они болтались в районе 12–15 долларов за баррель. Не 120–150, как сказочным летом 2008-го, а ДВЕНАДЦАТИ – ПЯТНАДЦАТИ! А в достославном августе 1998-го, уже не помню, в какой именно день, цена на нефть составила ВОСЕМЬ долларов за баррель.
...
А экономика тем временем загибалась. Нефть больше не приносит дохода, а другого ни черта нет, деньги делать не на чем. А плановая государственная экономика при таком раскладе работать не может. Ей нужен постоянный макроисточник макроприбыли. Ведь микроисточники – частные предприятия, которые сами себя кормят и государству налоги отслюнивают, – при социализме не только отсутствовали, но даже и были законодательно запрещены. Остается макроисточник. И ежели он только один, да ежели притом он сдулся и поник, а альтернативных макроисточников, чтоб дыры залатать на время подешевения нефти, нету и не предвидится – экономика умирает.
* * *
Что в такой обстановке следовало делать? И что МОЖНО было сделать? И, главное, КАК?
* * *
Вот тут и начинаются беспощадные обвинения в адрес Гайдара. Вот тут и заливаются соловьями те, кому самим сроду не приходилось принимать решения глобального масштаба за всю страну: мол, реформы делать было нужно, но не так стремительно и не так жёстко. Чтоб пресловутая шоковая терапия была все-таки не столько шоковой, сколько терапией.
Эх, братцы, вашими бы устами да мёд пить. Мечтатели вы мои прекраснодушные... Да кто же, если не мы с вами, допустил у себя на Родине такой строй и усадил на трон таких властителей, что в итоге ничего, кроме гайдаровского шока без терапии, В ПРИНЦИПЕ сделать было нельзя?
Ну смотрите сами. Напоминаю, значимый источник прибыли для страны в целом только один – нефть. И он не работает. Нефть дешевая, денег на ней не сделаешь, страну не прокормишь.
Тогда откуда же взять деньги?
...
Остается гайдаровщина.
И бессмысленно говорить, хороша она или плоха. Чего уж хорошего. Разумеется, было бы лучше, если бы мы этак плавненько, без особых волнений, перемахнули в сытенький, мурлычущий социально ориентированный капитализм типа шведского или финского. Но – опять тот же барьер: дешевая нефть! Ч-ч-черт побери...
И еще. Для того чтобы перейти в капитализм по-шведски, наша страна должна была быть населена шведами.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий