пятница, 18 декабря 2009 г.

Лев Троцкий, передача "Наше все"

Е.КИСЕЛЕВ: Ну, а 1905-й год. Вот, бытует мнение, что фактически руководителем революционного движения в Петербурге оказался именно Троцкий.

Л.МЛЕЧИН: Это правда. Сначала председателем Петросовета избрали Хрусталева, псевдоним его Носарь. Его арестовали и его сменил Троцкий. И тогда Петербургский совет стал, действительно, руководящим органом первой русской революции. И Ленин был не очень заметен, Плеханов просто отошел на второй план, и Троцкий стал №1. И когда это Ленину сказали, что Троцкий становится председателем совета, он так, немножко разочарованно сказал: «Ну что ж? Он заслужил это». Это правда.

Потому что этот человек был создан для революции, это был абсолютно прирожденный революционер. Вот, в ситуации грома и молнии, столкновения, штурма он на месте, у него кровь закипала. Вот, на трибуну, в митинг, в водоворот. Вот там ему интересно. Становится тихо – ему скучно, он начинает болеть. Кстати, очень интересная вещь.

Высокого личного мужества человек. Вот, товарищ Сталин, его оппонент был трусоват. Вот, лично был трусоват, боялся, на фронт не выезжал, опасался все время чего-то, ходил охраной окруженный, боялся встречаться с людьми. А этот – наоборот, очень лично храбрый. И в 1905 году, и особенно потом в революцию. Ведь, он мог выскочить перед разбушевавшимися матросами –а матросы ни одного человека тогда просто кончили на улице – без всякой охраны и обратиться к ним, переубедить их и заставить подчиниться своей воле.
...
Л.МЛЕЧИН: Он – создатель Красной армии и победитель в Гражданской войне. Потому что решением ВЦИК председателю Реввоенсовета была предоставлена неограниченная власть, просто неограниченная власть. Он был, по существу, диктатором в стране. И он создал армию. Армии не было, все развалилось, люди побежали с фронта и не хотели больше воевать. И он нашел возможность создать армию. Я думаю, что самым главным было его понимание, что все должны делать профессионалы. И он стал привлекать военных специалистов, то есть офицеров и генералов. И воевало их в Красной армии очень много.

Е.КИСЕЛЕВ: Есть подсчеты, что, по-моему, даже больше, чем в Белой армии.

Л.МЛЕЧИН: Это сложно. У разных историков по-разному я встречаю, но, скажем так, почти все командующие фронтами, почти все командующие армии и все начальники штабов, то есть ключевые фигуры. Естественно, весь аппарат полевого штаба и так далее. Профессионалы должны делать. И на этой почве, кстати, у него тогда и вспыхнул конфликт со Сталиным, который ненавидел военных профессионалов, офицеров, ненавидел их всю жизнь.

Е.КИСЕЛЕВ: Почему?

Л.МЛЕЧИН: Я думаю, что это было связано с его первой, собственно, единственной поездкой. Сталин летом 1918-го был отправлен в Царицын для организации хлебного дела, он был уполномочен по хлебному делу. Он приехал, а там создавался штаб северокавказского военного округа во главе со Снесаревым, военным специалистом. Приехал Сталин и он впервые ощутил себя полновластным хозяином. И он написал: «Я тут должен возглавить и военные дела». А военные специалисты как-то ему не хотели подчиняться, у них были свои представления о том, что и как нужно делать. И вот тогда это возникло. Там произошли страшные истории, когда погрузили на баржу военных специалистов и затопили. И он их возненавидел. Он с ними стал воевать, а к нему прибились те, кто также ненавидел военных – это все будущие его ведущие подручные в военном деле – Ворошилов, Буденный, Щаденко, Егоров и так далее. Вот все те, кто тоже ненавидел.
...
Е.КИСЕЛЕВ: Они все родом оттуда.

Л.МЛЕЧИН: Они прибились к Сталину. Сталин их спасал от Троцкого, который пытался убрать этих людей за очевидную профессиональную военную непригодность.

Е.КИСЕЛЕВ: А Троцкий вырастил тех командиров, которые потом в 1937-м полегли.

Л.МЛЕЧИН: Да, все были расстреляны.

Е.КИСЕЛЕВ: То есть Тухачевский, Якир, Варевич – это все люди, которым давал ход Лев Давидович?

Л.МЛЕЧИН: Да. И Чапаев, и многие другие. Все полководцы Гражданской армии – все выращены им.

Е.КИСЕЛЕВ: То есть в некотором смысле вот этот конфликт, заложенный в годы войны, он был таким образом неизбежен в 1937-1938 гг.

Л.МЛЕЧИН: Сталин сохранил тогда воспитанную у него летом 1918 года ненависть к военным специалистам, пронес ее через десятилетия. Ведь, уничтожение военных происходило не только в 1936-1938 гг., а происходило...

Е.КИСЕЛЕВ: Да, было дело «Весна» знаменитое.

Л.МЛЕЧИН: Это только одно из дел. На протяжении всех 20-х годов все военные специалисты как бывшие военные и как воспитанники Троцкого, как люди, которых он выдвигал, они все были под контролем, их сажали, убирали и так далее. Это был длинный процесс, очень губительный для армии, для нашего общества. Конечно, это так.

Комментариев нет: