вторник, 9 октября 2012 г.

Упование на логику

Часто рунетовские споры превращаются в выяснение кто более логичен. И подразумевается тождество - логичность=истинность.

А логика - не призвана обеспечивать истинность. Ближайшим родственником логики является грамматика языка(можно даже сказать что они и развиваись вместе, и имеют один корень, одну и ту же потребность - коммуникация). Логические правила это "подлежащее сказуемое дополнение" в требуемых падежах и прочем. Из верной грамматики никак не следует истинность:
"Я пью радугу со шлаком и собакой сидя в государстве" - нарушения грамматики нет. А вот смысл...
Логика выполняет ту же функцию. Но как и с языками - плохо знающий иностранный язык может весьма сильно нарушать правила грамматики. Но если эти нарушения не приводят к непониманию, то речь профессора, с массой грамматических ошибок, будет содержать больше истины, чем речь нативщика, безработного в третьем поколении.

Попытка создать тождественность предпринята в математической логике. То есть чтобы логичность обеспечивала истинность. Частично соответствие синтаксиса и семантики обеспечено в компьютерных языках программирования. Но сделано это, в обоих случаях, за счет введения ограничений в словарный запас самого языка. Используются только "слова" имеющие четко обозначенный, "минимальный" смысл.

Но когда речь заходит о явлениях непридуманных, а об описаниях действительности: человек, общество, экономика, то для выяснения истинности смысла логически верного утверждения, приходится прибегать либо к установке контекста выражения, либо к попыткам философии найти тот самый минимальный, элементарный смысл. Например с помощью выяснения - что есть субъект, а что есть объект.

Таким образом, рунетовские мерялки логикой могут и нередко напоминают спор плохо говорящего на чужом языке профессора с нативщиком-"безработным"

Так же и с детской железной логикой. Ребенок, изучая грамматику познает и логику.
И выдает грамматически=логически верное "Ветер это потому что деревья качаются", "Луна круглая и желтая - наверное из сыра". Ложность данных утверждений легко можно показать с помощью эмпирического опыта.
А вот когда дело касается таких явлений как общество, экономика - для взросления требуется прилагать специальные усилия, усваивать специальные знания.
Иначе по паспорту взрослый, а то и с сединами будет все тем же ребенком, отождествляющим грамматическую правильность с истинностью.

Особенно часто такое случается когда ввиду синкретизма мышления человек не знает разницы между фикциями и деревом, ветром, сыром (электрон кстати - фикция)

Классика бытового синкретизма, при соответствии как эмпирическому опыту говорящего, так и логичности высказывания:

"То государство было хорошим, потому что мне тогда в нем было хорошо"

Синкретизм
- в психологии - особенность мышления и восприятия - нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа-объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент. Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно - часто в форме игры или манипулирования словами - переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. Согласно Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.

Фикция
(от лат. fictio – вымысел) – в научном мышлении предположение, невероятность, даже невозможность которого осознаются, но оно тем не менее может сослужить большую службу человеческому разуму как временное вспомогательное понятие, которое потом снова исключается из теоретического рассуждения (напр., пустое пространство);
 – представление, о к-ром известно, что оно не соответствует действительности. Лингвистически Ф. выражается при помощи конструкций "как бы", "как если бы". Такие конструкции употреблялись уже Кантом. Термин "Ф." в его специальном филос. значении был введен Файхингером, построившим концепцию фикционализма. Файхингер различает собственно Ф. – мыслит. образования, к-рые 1) не соответствуют действительности и 2) содержат в себе формальнологич. противоречия (понятия "бесконечно малое", "вещь в себе"), – и полуфикции, к-рые обладают только первым из этих свойств (напр., искусств, классификация типа линнеевской, в к-рой предметы упорядочены не но тем принципам, к-рым следовала природа). Ф. связана с открыто выражаемым пониманием ее фиктивности, что отличает ее от гипотезы, отношение к-рой к действительности еще подлежит выяснению.
В представлении о Ф. не вполне адекватно выражена способность психики к условному полаганию, т.е. полаганию нек-рого объекта с одноврем. осознанием неправомерности этого полагания. Абсолютизация этой способности приводит к утверждению, что мир есть лишь скопление Ф., т.е. к агностицизму.

P.S.
Просто для разминки
там мало текста :)
Парадокс "Я лгу"
Парадокс Рассела

Комментариев нет: