среда, 27 июля 2011 г.

Социологи: Чтобы переубедить большинство, достаточно желания всего 10% людей

Социологи выяснили, что если всего десять процентов населения будут твердо придерживаться определенных взглядов, этого достаточно, чтобы на их сторону перешла и большая часть общества.
...
Построив консенсно-ориентированную сеть, социологи начали потихоньку добавлять в нее «принципиальных» агентов – прозелитов, не склонных вообще менять свою точку зрения.

«Пока доля таких агентов не превышала 10 процентов, не наблюдалось никакого видимого прогресса в распространении их идей. Для того чтобы их точка зрения стала превалирующей, потребовалось бы время, сопоставимое с возрастом Вселенной», – комментирует результаты наблюдений профессор Института Ренсселира Болеслав Зимански, директор группы SCNARC.

Шесть ученых американского политехнического института Ренсселара (Rensselaer Polytechnic Institute, штат Нью-Йорк, США – старейший национальный технический университет, образован в 1894 г.) взялись математически описать и смоделировать на суперкомпьютере процесс, который имел в виду Карл Маркс, когда в 1844 г. писал: «Теория (идея) становится материальной силой, когда она овладевает массами».
...
В наше время идеи овладевают массами в ходе общения в социальных сетях (здесь понятие «социальная сеть» следует понимать широко – от интернет-сообществ и структур типа Facebook, «ВКонтакте» и подобных им, до общественных и политических объединений, члены которых общаются «вживую»). Перед исследователями стояла задача: найти тот переломный момент (Tipping Point), когда некоторая новая идея начинает приобретать все новых и новых сторонников, пока вся сеть не станет сообществом единомышленников, способных к серьезным и результативным практическим действиям.
...
... в ходе исследования ... группа под руководством профессора Болеслава Шимански получила и строго обосновала фундаментальный результат: если в ходе общения не менее 10% участников группы будет искренне и непоколебимо придерживаться некоторой точки зрения, донося ее до сознания других, то через некоторое время эта точка зрения неизбежно будет принята большинством группы.

Что характерно, выявленная закономерность не зависит от типа социальной сети и технологии общения (личные контакты, телефон, интернет). Исследователи построили несколько моделей, одна из которых соответствовала схеме общения «каждый с любым», другая же предусматривала наличие «концентраторов общения» или лидеров. В обе модели были «помещены» «истинно верующие» (true believers) – носители определенных идей, абсолютно убежденные в их правоте и невосприимчивые к попыткам изменить их «мировоззрение». В ходе компьютерного моделирования процессов общения стал наблюдаться поразительный колебательный эффект. Соавтор исследования Самит Шринивасан (Sameet Sreenivasan) описал его словами: «Как только агенты перемен начинают убеждать все больше и больше людей, ситуация начинает меняться. Сначала люди начинают сомневаться в своих собственных взглядах, а затем полностью принимают новые взгляды и распространяют их еще больше. Но даже если «истинно верующие» успешно влияют на соседей, то ничего не меняется в рамках более широкой системы, как мы увидели, при их процентном содержании меньше 10».

Комментируя этот результат, руководитель проекта Болеслав Шимански еще раз подчеркнул, что «когда число искренне придерживающихся каких-то взглядов людей не превышает 10% группы, охваченной общением, никакого видимого прогресса в распространении идей нет. В этом случае для убеждения большинства потребуется время, сравнимое с возрастом Вселенной. Как только это число начинает превышать 10%, идея распространяется как пламя».

«Критическая масса 10%»: Фундаментальное исследование социальных сетей снова оплатили военные

Комментариев нет: