пятница, 22 апреля 2011 г.

Future Imperfect. Требуется новое будущее



Красивые высокие люди в серебристых костюмах заходят в сверкающую ракету. Огромная толпа машет им руками и кидает в воздух цветы – это люди радуются старту первого звездолёта, который донесёт исследователей до Альфы Центавра. Давайте остановим кадр. Хлоп. Внезапно оказывается, что это старая киноплёнка, потёртая, с блёклыми цветами. Это давно уже не будущее, а прошлое.
...
Эти мечты вряд ли сбудутся. Но что же будет вместо них? Где наше современное будущее, будущее из настоящего, будущее, которое сменит то «здесь и сейчас», которое нас окружает?
...
Мне интересно, каким видят будущее современные мальчишки и девчонки. Кажется, они больше не рисуют ракеты, новые планеты и зелёных человечков. Они даже не рисуют героев с мечами и магов с посохами. Их лишили будущего в настоящем и каким-то образом их умудрились лишить даже ухода от реальности в волшебные миры. Кажется, будто кто-то сказал, что никуда вы отсюда не денетесь. Ешь, работай, размножайся, покупай квартиру, умирай от диабета или сердечного приступа.
...
Во все времена у человечества было будущее, в котором мы все умрём (от атомной бомбы, от восстания машин, от адской кометы, от гнева Господня). Будущее со звездолётами и Свободными Высокими Людьми было для него отличным противовесом, но оно уже давно неактуально, оно не может помогать нам бороться с наступлением Тьмы и Хаоса. Сейчас перед нами есть куча возможностей умереть (так или иначе, опять же, от войн, эпидемий или метеоритов) и ни одной вменяемой для того, чтобы жить дальше, жить долго и не просто так.

Мы находимся на том витке истории, когда у нас нет большой мечты и припарки из старых звездолётов не спасут – и новых не нужно, и не получится с ними ничего, в том-то и дело. Нам нужно придумать новую высокую Цель, и она должна быть действительно новой, не пыльной и не выцветшей (не обязательно, кстати, отказываться от мечты о космосе, ей тоже найдётся место, просто её нужно переосмыслить). Сейчас нам позарез необходимо будущее в настоящем.

Современная идеология Запада отказывается от рассмотрения современной эпохи как эпохи исторической, что значит исторически временной, имеющей свое начало и свой конец. Ценности современного Запада утверждаются как общечеловеческие, как венец развития человеческого разума и духа. Запад провозглашает конец истории. Забавно, что сам рупор этой идеи, Фукуяма, вроде как от нее отказался, но это не важно. Важно то, что подобные убеждения стали частью неявных, но фундаментальных убеждений массового человека Запада, стереотипным воззрением обывателя. Почему то это называют постмодернизом, хотя в подобных взглядах ничего нового нет. Как писал Гумилев о древних русичах конца 12-го века: «Людям подобных фаз этногенеза всегда кажется, что они подошли к порогу счастья, что они около завершения развития, которое в XIX в. стали называть прогрессом. И в какой-то мере это правильно. Если понимать под прогрессом движение вперед по ходу времени, то после вечерней зари наступают голубые сумерки, а за ними надвигается черная ночь.
...
человек Запада стал воспитываться как человек неисторичный.
...
для запада воспитывать из обывателя человека неисторического, исторических событий не желающего и не ожидающего. Такой человек по большому счету пассивен, ему не навязать изменений. Более того, он воспринимает любые существенные изменения, как покушение на идеальный порядок. Этот-то обыватель и является целью любых элит, заинтересованных в сохранении status quo. Целью и средством для удержания этого самого status quo.

Для воспитания подобного самодовольно дремлющего обывателя требуется не так уж много. Нужно просто удалить его из истории, а историю удалить из него. Н е надо обывателю знать о естественности рождения и смерти, о том, что всякие ценности и святыни в иные эпоху видятся смешными и нелепыми, а, следовательно, и современные (общечеловеческие и вечные) ценности будут нелепицей для потомков. Что благо любого социального уклада относительно, и что история двигается деяниями и свершениями через жертвы и катастрофы. Взгляд на любое историческое событие концентрируется на издержках этого события, а далее следует вывод о бессмысленности деяния по сравнению с гибелью xxx человек. Походы Александра – гибель xxx человек, походы Цезаря массовые страдания и гибель людей. Точно так же рассуждают о Наполеоне, герцоге Альба и мн. др.
Об истории

Комментариев нет: