вторник, 26 апреля 2011 г.

Откровенный разговор с северокорейским бизнесменом

Если на клетке с северным корейцем написано «бизнесмен», вы, скорее всего, не поверите. И напрасно. Именно с бизнесменом из Северной Кореи я разговаривал три дня назад в Сеуле. Господин Ким владел в Северной Корее шахтой и перебрался на Юг всего около года назад, поэтому всё, что он рассказывает, – самая свежая информация.
...
– Официальная зарплата – это сколько?
 – Примерно 3000 вон в месяц – это 2–3 доллара.
...
– Сколько же стоило пообедать у вас?
– Около 1500 вон.

– Если государственная зарплата – 2000–3000 вон, это ведь от силы на два обеда. Откуда люди брали деньги на обед за 1500 вон?
– Уже лет 15 в Северной Корее о госзарплате всерьез никто не думает. Это простая формальность.

– То есть большинство населения занято в частной теневой экономике?
– Да, абсолютное большинство. Люди кормят себя сами. После 1994 года о государственных ценах и государственных зарплатах никто не думает.
 ...
– Что шахта добывала?
– Золото. Это был золотой прииск.

– На каком уровне нужно было согласовывать аренду шахты – на областном, на районном, в столице?
– В Пхеньяне, на серьезном уровне, в 38-м управлении ЦК Партии.

– То есть нужно было ехать в столицу к высшим чиновникам?
– Такого рода бизнес могут разрешить только в Пхеньяне. Я там на одни только взятки 2000 долларов потратил, но отбил их за месяц, так что имело смысл.

 – Ездить в Пхеньян можно свободно? Ведь для выезда из своего уезда нужно разрешение.
 – Если есть деньги проплатить разрешение, то можно. А если нет денег – никак.

– И кто же платил зарплату рабочим?
– Я и платил.

– Сколько было работников на шахте?
 – 38 человек, включая техников и инженеров. Я сам их выбирал и нанимал. Я платил им деньгами и продуктами: норма по карточке, к которой рабочие привыкли раньше, в хорошие времена – 700 граммов зерна в день. Я смотрел цены на рис на рынке и помимо зарплаты деньгами выдавал денежную компенсацию цены 700 граммов риса в день на рынке. Они примерно по 30 000 вон в месяц у меня получали.
...
– Что делают бюджетники, врачи, учительницы всякие?
– Про врачей мы говорили только что. Да, учительницы, они торговать почти не могут. Родители учеников их поддерживают обычно. Иногда они сами вымогают, иногда родители по своей инициативе что-то дают.

– А в вузах?
 – То же самое примерно. Взятки студенты дают за поступление, за сессии. У меня племянница учится на Пхеньянских курсах иностранных языков. Полторы тысячи долларов обошлось мне поступление. Я дал полторы, и поступила. А мой знакомый дал 1300, и его ребенок не поступил. Поступление в главный университет страны – Университет Ким Ир Сена стоит 5–6 тысяч долларов.

1 комментарий:

elffatti комментирует...

мне одной всё это что-то очень напоминает? ;/