суббота, 27 марта 2010 г.

Поэтический суслик

Когда специалист своего дела популярно рассказывает о нем нам, неучам, единственное, что мы можем и должны делать — внимать, разинув рот, и пытаться понять хоть что-нибудь из того, что он нам пытается максимально доходчиво объяснить. С этим, кажется, никому и в голову не придет поспорить.

Однако, это рассуждение абстрактно; на деле, когда мы вникаем в объяснения, под угрозой оказывается наша внутренняя неосознанно выстроенная (и почти всегда неверная) картина некоей части мира. Естественная тенденция человека — защищать эту картину, потому что она позволяет нам жить и делать ежедневные дела с минимальными затратами мысленных усилий. Само собой, представления о черных дырах, языках древних людей или повадках муравьев не относятся к числу потребных ежедневно — однако и они попадают под бездумную защиту того же самого механизма. В особенности это относится к тем частям мировоззрения, которые непосредственно связаны с ежедневно воспринимаемым в ощущениях, неосознанно. Свет, например, распространяется по прямой линии — мы знаем это даже не изучая, из обычного жизненного опыта, того самого здравого смысла, который почти всегда оказывается барьером на пути к знанию.

Преодоление этого барьера требует определенных умственных навыков. Навыки эти натренировать очень просто, но сами собой они не образуются — в отличие от барьеров. Когда рассказ специалиста начинает конфликтовать с нашими мифологическими, в наихудшем значении этого слова, знаниями о мире, внутренний цензор поднимает голову и заявляет: чушь!

Этот момент важно уловить. Любое обретение знания начинается с готовности снести умственные барьеры. С того момента, как в игру вступает цензор, который хочет запретить нам узнавать новое, не укладывающееся в нашу иллюзию мироздания, у нас есть два пути: поддаться ему или перебороть. Чтобы поддаться, не нужно ничего делать; это происходит само собой. Чтобы перебороть его, нужно научиться поймать этот момент внутреннего несогласия — и разбирать новое активным умом, не впитывая, как губка, а анализируя и раскладывая знания по полочкам. Повторюсь, что, когда говорит специалист, варианта не соглашаться с ним у нас нет — по вполне очевидной причине скудости наших знаний в его области.

Комментариев нет: