вторник, 11 мая 2010 г.

Украина не конкурирует с Чехией, Украина конкурирует с Египтом

Компания «Элекс» — одна из самых успешных украинских софтверных компаний. Главный офис находится во Львове, штат превышает 400 сотрудников. Компания известна своими продуктами для современного кинематографа и приложениями для автоматизации деятельности медицинских учреждений. Интервью записано с Алексеем Скрыпником, директором компании и одним из ее основателей.

— Почему «Элекс» и другие аутсорсинговые компании работают на аутсорс, а не с украинскими заказчиками?

Ответ банален и прост — «За рубежом работать легко и приятно, а в Украине — тяжело и бесплатно». Вот, например, у меня была ситуация: позвонил заказчик, сказал, что у него веб-сайт делали два студента два года, он понимает, что это неэффективно и необходимо сделать ему веб-сайт. Я ответил «Класcно, что вы доросли уже до понимания того, что работу должны делать профессионалы», и отправил к нему своего менеджера. Мы подписали договор, после чего сотрудница приходит ко мне через пару дней вся в слезах — заказчик «пригрозил ее убить». Когда мы начали разбираться, то оказалось, что он не поверил, что тот сайт, который ему нарисовали, могли сделать за три дня. «Ви шо, пробуєте мене обдурити? Та я вас повбиваю. Ви шо, ви не знаєте, з ким маєте справу?»

Я позвонил ему, и если убрать ненормативную лексику, то приблизительно сказал, что готов вернуть деньги назад, хотя нам еще ничего не заплатили, но я готов заплатить им ту сумму, которую они пообещали и просто их послать в связи с тем, что никому не позволяю так разговаривать со своими сотрудниками. После подобных вещей мы обычно прекращаем сотрудничество, вне зависимости от выгодности контракта.

Увы, это сегодняшняя украинская реальность. Welcome to Ukraine. Такого много, поэтому правило очень простое: «В Украине можно работать только с адекватными людьми». У нас сейчас есть несколько проектов, которые создаются для государственных органов. Это очень тяжело, мы уже в минусе, если говорить по балансу, но у нас происходит скорее социализация бизнеса: мы понимаем, что у нас есть достаточно важный проект для Львова и поэтому должны его завершить.

Еще раз повторю — тяжело работать с украинскими заказчиками. Они крайне редко разбираются в проектном менеджменте, еще реже в IT. Кроме того, наверное, сказывается еще философская проблема: умных людей много, а страна бедная, вот и происходит люмпенизация бизнеса, когда людям настолько тяжело дается каждая копейка, что они готовы тебе вырвать сердце и душу, когда ты пытаешься получить от них оплату за сделанную работу. Если говорить про олигархов, то вообще смешная ситуация — они никогда не платят 100% обещанного, у них нет практики оплаты полностью того, что они должны по договору. Поэтому здесь происходит «учет рисков» в две стороны — ты должен авансом взять от них ту сумму, которую ты ожидаешь за весь договор. Они просто не заплатят полностью! У нас есть один олигарх, не хочу называть фамилию, менеджер которого знает, что он получит 50% от того, что сэкономит на недооплате по договору. Такой подход, которого на западе, за редкими исключениями, практически не бывает.

— Это нас совок испортил? Или это мы недостаточно богатые?

В Украине очень мало self-made men.

Давайте скажем откровенно — очень много крупных предприятий, которые сейчас существуют в Украине — это предприятия, созданные в результате обмана или воровства, разрешенного государством, названного приватизацией. Человек тем или иным образом получил акции, что-то украл и т. д. С другой стороны, те украинские бизнесы, которые создали все с нуля, создали все сами, они обычно нормальные, порядочные в своем большинстве (по крайней мере с теми, с кем я сталкивался). У нас есть клуб львовских предпринимателей (http://www.kpl.org.ua/), к качеству его людей у меня невероятное уважение, так как это интеллектуалы, очень интересные личности, профессионалы.

Клуб был создан как «постмайданный клуб» теми людьми, которые вложили свои деньги и поехали на Майдан. И уже объединившись на Майдане, мы осознали, что мы львовяне, и у нас есть общие ценности, которые стоит отстаивать. Я говорю про тех людей, которые также стояли под нашей налоговой, когда при Медведчуке-младшем тут оказывалось сумасшедшее давление на народ, и была попытка уничтожения бизнеса. Люди объединились с общими целями. Мне с ними очень интересно именно потому, что большинство из них — действительно классные личности, которые пытаются делать бизнес в Украине.

Опять же, моя философия бизнес людей это — WASP — white anglo-saxon protestant — это понимание порядочности бизнеса, понимание необходимости тяжелой работы и понимание необходимости развития и порядочности того, что ты делаешь как базовых фундаментальных ценностей.

У меня практически никогда не возникает проблем с теми же американцами. К примеру, у нас был случай, когда мы работали без договора более шести лет, просто пожав друг другу руки. Потом уже подписали договор. Сейчас еще работаем с этим заказчиком, и ни у кого не возникало опасений о возможности невыполнения договорных обязательств. Я считаю, что это правильно, это не проблема. Философия порядочности для меня очень важна — если говорить именно про философию бизнеса.

Комментариев нет: