понедельник, 17 декабря 2012 г.

Дмитрий Шабанов: Реальность vs. действительность



Я глубоко убеждён, что есть я на свете, нет меня на
 свете, а туманность Андромеды летит себе в
 сторону нашей Галактики. И этой туманности, как,
 впрочем, и всему остальному миру, глубоко начхать
 (простите вульгаризм), воспринимает её уважаемый 
биолог, не воспринимает...
 - А.П. Гаврилов

Ну что, рискну продолжить тему, которую развивал в прошлой колонке; спасибо господину Гаврилову, не дающему мне расслабиться. Обращу внимание на то, что он высказывал два разных суждения: что существование "объективной реальности" доказано и что он убеждён в существовании внешнего мира. Первое - логическая ошибка (со времен Юма известно, что его невозможно доказать), второе - суждение, которому можно только поверить. Верю: он убеждён. И живу с таким убеждением, хотя знаю, что оно недоказуемо. Что же, наши позиции совпадают? Нет, одно существенное отличие осталось.

Я постараюсь объяснить его на примере работы научной группы, в которую я вхожу.
...

... Разговоры об "объективном" взгляде на лягушку или на любой другой объект обычно направлены на продвижение какого-то мнения, которое объявляется "объективным" и противопоставляется при этом всем прочим, якобы "субъективным". Это такой способ интеллектуального шулерства. Говоря об "объективном" подходе, протаскивают примерно такую точку зрения: вы все люди, ваши представления - это ваши модели, основанные на вашем чувственном опыте. Это все незрелые версии, а вот "объективное" знание, которое я сейчас достану из своей головы, как Зевс Афину Палладу, оно иное, оно не связано ни с каким субъектом и не основано на интерпретации того, чем ограничено человеческое познание...

Мне приходилось подробно писать о "химере объективности" в биологической систематике. В этой области есть научные школы, демонстрирующие удивительную примитивность мышления. Им кажется, что "субъективизма" в науке можно избежать, обработав по каким-то чётко определённым алгоритмам весь комплекс информации, полученной нами о тех или иных объектах. То, что наш "субъективизм" отражается и в том, какие данные мы собираем, и в том, как мы их интерпретируем, они просто не понимают.

вся статья

Комментариев нет: