воскресенье, 18 ноября 2012 г.

"О военном искусстве" Макиавелли

Источник: http://plakhov.livejournal.com/195161.html

В цинизме есть своя притягательность. Любой достаточно взрослый человек боится самообмана и уважает тех, кто мыслит трезво. Поэтому позиция "мораль - чушь, кто победит, тот и прав" автоматически кажется многим разумной. Пусть аморальной (по определению), но цельной и практичной, что уже неплохо.

Макиавелли считается символом Realpolitik и чуть ли не основателем (хотя на практике она, естественно, была известна за тысячелетия до него). "Макиавеллиевская хитрость" - почти синоним "дьявольской", только коннотации, опять же, более реалистические.
...
Благодаря своей энергии затем умудрялся совмещать сразу несколько высоких постов, в том числе был министром обороны, за несколько лет радикально пересмотрел военную концепцию, организовал новую армию практически с нуля.

Через 12 лет государство подверглось нападению войска старой власти, состоявшего из иностранных наёмников. Армию Макиавелли они, хоть и не без некоторого труда, разгромили катастрофически, хотя наёмников было в полтора-два раза меньше. Сам М. был отправлен в изгнание на дачу и писал там тексты, за которые, собственно, мы его и знаем.
...
Он был фантазёр и честность с самим собой вовсе не входила в число его достоинств. Книжка написана через 7 лет после разгрома. В ней наёмники не умеют воевать, а войско, построенное по принципам Макиавелли, легко побеждает всех врагов. Он даже понимал, что звучать это будет странно, поэтому пишет не от своего имени, а от имени прославленного воина-героя. Но его самого это, судя по всему, не смущало. И всякие мелочи тоже. Скажем, для него тот факт, что рыцарская конница несколько сот лет была главным видом войск, полностью объяснялся неким упадком военного искусства, а то, что в его время основным видом становилась пехота - возрождением.

Он был именно таким циником, каким его принято считать. Нигде в книге ни разу не говорится о мотивации отдельных людей, о том, почему они вообще будут воевать и умирать, а не разбегутся кто куда. В книге есть несколько слов о боевом духе и т.п., но для Макиавелли это константное свойство народов или сословий, некая характеристика поставляемых ими "юнитов". Это можно было бы списать на то, что подобные вопросы в те времена были общеизвестны и/или действительно не представляли интереса (типа того, что, фантазирую, дезертиру некуда было податься, поэтому дезертировать не имело смысла, если не хочешь медленно умирать с голоду). Но дело в том, что семью годами ранее его армию разгромили именно так: началось с того, что от списочного состава к месту сбора явилась не то треть, не то половина, а затем противники ещё и взяли "неберущуюся" крепость исключительно за счёт того, что её защитниками не хватило стойкости в совершенно выигрышной позиции.

Получается, что "циничный - значит здравомыслящий" - это миф, да и "макиавеллиевская хитрость" - тоже. Не был он дьяволом во плоти, и realpolitik не во все времена и эпохи уместен. Даже с чисто практической (тм) точки зрения.

Комментариев нет: