понедельник, 16 мая 2011 г.

об объяснениях задним числом

Человек обладает потрясающими способностями к объяснению окружающего мира - да, да, все правильно, все так и должно было случится (ведь случилось же)
Интересный эксперимент был проведен Л. Карли из колледжа Уэлсли (L. Carli of Wellesley College). Двум группам была рассказана совершенно одинаковая история о взаимоотношениях мужчины и женщины. Истории отличались только последней фразой - в одной мужчина сделал женщине предложение, а в другой изнасиловал ее.
Обе группы нашли историю совершенно логичной и утверждали, что финал был стопроцентно предсказуем - все именно к этому и шло.

Здесь идет речь о когнитивном искажении, которое называют по-английски hindsight bias. Если мы знаем, что именно случилось, то наша оценка того, насколько этот исход был вероятным, будет сильно искажена этим знанием. Это очень ярко иллюстрируют, например, дискуссии о политике. После любого значительного политического события, сколько угодно (казалось бы) неожиданного, внезапно оказывается, что куча людей считали его абсолютно неизбежным. Или так им, по крайней мере, кажется.
...
Эксперимент был устроен так. Примерно 70-ти студентам дали прочитать рассказ на три страницы о взаимоотношениях Джека и Барбары; половина из них получила версию, в которой в последнем предложении Джек насилует Барбару; половина - делает ей предложение. В остальном версии были идентичны. Перед началом эксперимента историю проверили на "нейтральность": попросили другую группу студентов прочитать ее без концовки и оценить вероятность обеих концовок. Оценки вышли примерно одинаковые.

Через две недели после того, как 70 студентов прочитали историю с разными концовками, им устроили якобы "проверку памяти", о которой они заранее не знали. Им задали 50 вопросов о прочитанной ими две недели назад истории, на каждый вопрос они отвечали да/нет, и оценивали также степень своей уверенности в ответе (от 50% до 100%). Часть вопросов была о содержимом истории, а часть содержала утверждения, которые были признаны стереотипичными для изнасилования, или наоборот, для предложения руки и сердца (эти утверждения были отобраны опять же согласно оценкам другой группы студентов, которых просили оценить стереотипичность множества вариантов). Эти утверждения не содержались на самом деле в тексте истории - каждый раз, когда студенты отвечали на них 'да', это было на самом деле неверно. Т.е. например, "Джек и Барбара познакомились в баре: да/нет", "Джек хотел познакомить Барбару со своими родителями: да/нет". Ни того ни другого нет в тексте истории, но гипотеза исследователей состояла в том, что студенты, которые прочитали историю с концовкой изнасилования, чаще скажут, что в ней было "познакомились в баре", чем "хотел познакомить с родителями". А те студенты, которые прочитали историю с концовкой предложения руки и сердца - наоборот.

Эта гипотеза подтвердилась. Действительно, студенты, которые прочитали историю с изнасилованием, "добавляли от себя" намного больше фактов, стереотипичных для изнасилования, чем фактов, стереотипичных для предложения. И наоборот. Из этого статья делает вывод, что когнитивное искажение включает в себя когнитивную реконструкцию памяти. Попросту говоря, из того, что мы знаем, что история закончилась изнасилованием, мы незаметно для себя переписываем ее в своей памяти так, что в ней оказывается больше элементов, стереотипичных для изнасилования. И наоборот. А опрос две недели спустя эту когнитивную реконструкцию выявил.

Комментариев нет: