суббота, 12 февраля 2011 г.

Анархо-капитализм Мюррея Ротбарда

Мюррей Ротбард (1926-1995) — "третий по величине" (если можно так выразиться) экономист неоавстрийской школы после Мизеса и Хайека. Причем самый радикальный.

В биографии Мюррея Ротбарда нет абсолютно ничего, что могло бы объяснить его полное неприятие государства....
его гладкий жизненный путь (не сидел, не бежал) вряд ли может дать нам разгадку самого радикального интеллектуального вызова "самому холодному из всех холодных монстров" (как Фридрих Ницше именовал государство). В основе этого вызова — концепция самопринадлежности (selfownership) человека, развитая Ротбардом в работе "Этика свободы" (1982).

Суть этой концепции в том, что каждый человек имеет безусловное и неограниченное право собственности на самого себя. Только он сам, и никто иной. Если же это право нарушается, то возникает рабство. Самый злостный нарушитель этого права — государство. Налоги — самый характерный тому пример.

И тут Ротбард идет вразрез с постулатами даже самых либеральных экономистов (включая своего учителя Мизеса), отвергая даже право государства на существование. В работе "Власть и рынок" (1972) он замечает, что "подлинно свободный рынок абсолютно несовместим с наличием государства, института, позволяющего "защищать" личность и собственность […] за счет одностороннего насилия над частной собственностью, именуемого "налогообложением"".

По мнению Ротбарда, "не существует таких товаров и услуг, для предоставления и производства которых требуется существование государства". В указанной работе он покушается даже на святая святых — признаваемое вроде бы всеми право государства на предоставление услуг по защите. Если каждый человек "отделится от правительства", то мы придем "к совершенно свободному обществу, в котором защита предоставляется вместе с другими услугами свободным рынком и в котором экспансионистское государство перестает существовать".

Здесь нет возможности привести подробное описание аргументации Ротбарда о том, как конкретно может быть организовано предоставление услуг защиты без участия государства. Кто захочет с нею познакомиться, пусть читает русский перевод книги "Власть и собственность" (выпущен издательством "Социум" в 2002 г.).

Штрафование эффективности

Государство — это ноль! И даже хуже, чем ноль. Поскольку оно есть, в сущности, лишь паразит, отвлекающий огромные ресурсы от производительного использования. Особенно ярко этот мотив звучит у Ротбарда в критике государственных расходов.

Так, "существование государственных субсидий меняет все: открывается путь к богатству через установление личного или группового контроля над аппаратом государственного управления". По Ротбарду, "любые субсидии — это штраф, накладываемый на эффективных ради выгоды неэффективных". "Система субсидий поощряет в людях развитие хищничества и подавляет их склонность заниматься производством".
Вполне логично, что Ротбард отвергает само понятие "государственные инвестиции". "…Государство, опираясь на возможности принуждения, просто направляет производственные ресурсы общества для решения своих задач". Поэтому он считает это "особенно расточительной формой "потребления"".

Достается и государственным предприятиям. "Неэффективность есть непременная характеристика всех государственных предприятий…" Фатальный порок любого госпредприятия заключается "в том факте, что, опираясь на механизм налогообложения, государство может располагать практически неограниченными ресурсами".
В ответ на попытки различными путями приблизить деятельность госпредприятий к условиям работы предприятия частного Ротбард замечает, что "невозможно играть в предпринимательство". Быть предпринимателем — значит, рисковать, вкладывая собственные деньги.

Комментариев нет: