вторник, 2 февраля 2010 г.

Дракон медведю товарищ. Чему не рада Россия?

("Наньфан души бао", Китай) Цзинь Янь, профессор гуманитарного института Китайского университета политических наук и права (China University of Political Science and Law), известный специалист по изучению России и Восточной Европы.
...
После распада Советского Союза крайние его территории из народов «защитного пояса» России очень быстро превратились в сепаратистов. Это лишь ускорило процесс активизации великорусского шовинизма. Постсоветское пространство превратилось в арену неконтролируемых конфликтов. Все это культивировало ненависть к чужим национальностям и малодушие, способствовало появлению отчужденных групп и атмосферы национальной напряженности. В результате, радикально настроенные «недовольные русские» объединились под националистическими знаменами. Поднялась волна русского националистического движения. КПРФ, ЛДПР, "Единая Россия" и другие политические силы боролись друг с другом за раздел националистического наследства. Занимавший ранее должность министра Борис Миронов открыто заявляет «Если представить, что русский национализм – это фашизм, то тогда следует считать меня фашистом».
...
Одной из основ российской нации является движущие силы, унаследованные от Советского Союза. Но эти движущие силы включают в себя как понятие царизма императорской России, так и понятие «господства» советских времен. Именно здесь российский триколор и советский серп и молот приобретают схожие черты. Когда китайцы видят в России «серп и молот» или красную звезду, то склонны объяснять это верностью идеалам коммунизма и советской системе. На самом же деле этим передаются гораздо более сложные чувства и символика. То, к чему возвращается Россия – отнюдь не идеология социалистической системы, это «выкопанное» из отброшенной идеологии национальное стремление к восхищению и прославлению прошлого. В ходе разнонаправленных процессов падения гегемонии идеологии и вступления в силу гегемонии национализма произошла подмена одного другим. Восстановить идеологию старой системы очень трудно, а вот наследие царской империи никогда ведь так и не было искоренено, от имперского мировоззрения не избавиться в одночасье.
...
Есть люди, которые называют эту державную наследственность «новоимперским неврозом»: поколения молодых политиков, которые не жили в эпоху сталинского террора, сознательно проводят избирательную реконструкцию и идеализируют это время, заставляя людей забывать о великих чистках и голоде. Они стремятся создать ложное представление людей о «счастливом времени», когда разворачивались сталинские преступления, и представляют его уж слишком «безопасным» и «счастливым». В этих показных речах, наполненных ностальгией по великодержавности, обнаруживается панический страх невозможности самоопределения. Гегемонистский национализм Советского Союза после его распада стал совершать поворот в сторону императорских ценностей царской России, и, когда иссяк потенциал социалистической идеологии, этот вакуум был заполнен националистическими идейными течениями, в которых особое место отводится России.

Комментариев нет: