суббота, 16 января 2010 г.

Компьютер в школе: панацея или плацебо?

Главной «звездой» из Соединенных Штатов стал Энтони Молен (Anthony J Mullen), получивший на родине звание "Учитель года 2009".
...
... при помощи высоких технологий можно перевоспитывать трудных подростков. Между нами говоря, ничего нового Энтони не сказал. Да, каждый ребенок – личность, и к нему надо найти индивидуальный подход. Да, нужно много-много терпения. Да, нездоровая среда (родители-наркоманы, друзья-воришки) может сильно подпортить жизнь учителю, однако если ребенок почувствует, что у него получаются шаги в правильном направлении, его с пути бульдозером не свернешь. А поможет встать на верный путь чудесная «умная доска» (Smart Board), которую Энтони подарило государство, как учителю года. С помощью такой доски (по сути, большого экрана с поддержкой обратной связи) можно гораздо интереснее рассказывать о сложных вещах и учитывать нюансы развития интеллекта учеников. С последним у подопечных учителя Моулена все очень нехорошо: они не могут сосредоточиться на чем-то одном дольше двух минут, а это вообще-то норма для двухлетнего ребенка. Но постепенно, используя индивидуальный подход, можно сделать людьми и таких ребят.

В том, что Энтони на такое способен, лично у меня сомнений нет. Почитал его биографию и ахнул: ДВАДЦАТЬ лет человек отработал в нью-йоркской полиции, где занимался трудными подростками, попавшимися на прегрешениях разного масштаба. А потом уволился, снял форму и пошел в школу учителем, все к тем же трудным подросткам. Только уже не карать за проступки, а предотвращать их правильным воспитанием сызмала.

Действительно, человек с таким жизненным опытом, страстью к своей профессии и харизмой может многое. Только есть один нюанс: звание учителя года Энтони заработал безо всяких умных досок. В то же время, ни одна доска сама по себе такого звания еще не получала. И я очень сомневаюсь что получит, даже если рядом с ней поставить десяток "просто учителей".
...
Энтони привел впечатляющую цифру – ежегодно миллион американских детей бросает школу. В двух тысячах школ по итогам года недосчитываются половины учащихся. Далее из уст учителя года прозвучала самая мощная фраза: "Если мы хотим в ближайшем будущем оставаться единым и самостоятельным государством, надо что-то делать".

Относительно недавно появилась вера в то, что ИКТ позволят совместить развлекательность с информативностью.
...
Так, в одной из школ, куда нас водили на экскурсию, годовой бюджет ИКТ составляет ... 130 000 фунтов стерлингов. Нормально, правда? И это - без учета зарплат учителей и технического персонала, который все это купленное великолепие обслуживает. Школа немаленькая, но вполне обычная - в "спальном" районе, учится в ней около тысячи девочек (да-да, там очень модно взбалтывать, но не смешивать). В каждом классе висит "умная" доска с поддержкой мультитача, позволяющая таскать по ней объекты руками и менять их размер. Компьютеров - тьма тьмущая, причем для вебдизайна одни, для рисования другие, для "просто всего подряд" третьи, а для сочинения музыки стоит пара классов могучих "маков" с подключенными пятиоктавными клавиатурами. Плюс в каждом классе по два лазерных принтера - обычному и цветному А3. Про Интернет говорить не приходится - его сколько угодно. Есть даже огромный межшкольный британский портал, где есть ЛЮБАЯ необходимая для учебы информация и множество дополнительных материалов.
...
Машина - крайне дорогая (несколько десятков тысяч фунтов) и умеет лазером на кусках пластика эти самые силуэты выжигать. Может кружок вырезать. Может линию прожечь. Вот этим она и занимается. Проблема в том, что девочки с дизайном не то, чтобы в ладах, а педагог следует принципу "каждый ребенок прекрасен", и в результате на вылезающие из машины поделки без слез не взглянешь. Честное слово, мы в третьем классе лобзиком лучше делали.
...
Идем на урок вебдизайна, смотрим домашние странички, которые там создают 14-летние девочки. В слезах выбегаем из класса, попадаем на урок алгебры. Там все вполне традиционно, только "умная доска" отображает синусоиду. Учительница гордо говорит, что нарисовала ее сама. Честное слово, во времена моей юности то же самое мелом рисовалось ни капельки не хуже.
...
Смотрел я на эту тотальную компьютеризацию, и все острее понимал, что как была архиважна роль личности конкретного учителя, так и остается она архиважной. Да, возможностей сделать интересно стало больше. Но чтобы ими воспользоваться, нужен яркий креативный и ответственный человек. ...
без Учителя, как и в докомпьютерную эпоху, ничего не получится.
О роли личности в современном образовании

Комментариев нет: