воскресенье, 12 июля 2009 г.

Элла Либанова: «Я не верю в возможность возрождения протестантской этики»

Мне кажется, правильнее говорить о финансово-экономических проявлениях глобального кризиса. Системные кризисы связаны в первую очередь с нарушением базовых механизмов, действующих в обществе. Например, если мы говорим об управлении в целом, неважно чем — страной или предприятием, — механизмы должны соответствовать морали, принятой субъектом данного общества. Если мы говорим об управлении экономикой, механизмы должны соответствовать морали менеджеров, работников и всего населения в целом. Если этого нет, тогда и возникает системный кризис. Из которого не удается быстро выйти. Даже если мы сумеем залатать дырки в экономике.
...
Все это признаки кризиса той модели рыночной экономики, которая как целостная система сложилась лет 200 назад — одновременно с началом индустриальной эпохи. Это случилось в англосаксонских странах, и в основу этой системы легли принципы протестантской этики. В первую очередь, принцип индивидуальной ответственности как за результат собственного труда, так и за общее благо. Также немаловажным был идеал умеренной жизни. Очень многое в этой этико-экономической системе строилось на том, что роскошь — это порок. Но время шло, эта модель подвергалась существенным изменением. Развитие экономики обеспечило возможность удовлетворения у широкого круга населения высокого уровня потребностей. Возможность удовлетворения потребностей предопределила повышение запроса. Кроме того, шел процесс взаимопроникновения разных культур и религий — глобализация это все ускоряла и усложняла. Принципы, на которых держалась система, все больше искажались.
...
— Из ваших слов следует, что система экономики, основанная на протестантской этике, оправданно однополярна: страны, далекие от протестантской морали, в этой экономической системе аутсайдеры. Им никогда не достичь экономического успеха просто потому, что они воспитаны на других этических системах.

— Да. Посмотрите, когда распался Союз и соцлагерь, какие страны оказались успешными? Страны Балтии, и только. За рубежом — Польша, Чехия, Венгрия, Словения. Ничего не смогли сделать ни в одной коренной республике Союза — это о чем-то должно говорить. Наверное, наша ментальность совершенно не соответствует той системе управления экономикой, которую мы пытаемся тупо заимствовать. Мне кажется, что у нас другое сознание, наша ментальность, принципиально отличная от протестантской ментальности, не позволяет нам внедрить у себя модель, успешно апробированную на Западе.

Комментариев нет: