суббота, 16 июня 2018 г.

Наука не знает всего. Аллилуйя!

Миф №3: Наука намеренно не исследует того, что не вписывается в ее парадигму
Ещё один очень распространённый миф. Фрики обвиняют науку в том, что их гениальные идеи никто не хочет исследовать и проверять из-за того, что эти знания обрушат всю научную картину мира. Другими словами, наука не только не знает всего, но и знать не хочет! Этот миф базируется на непонимании структуры научного знания и принципом выбора приоритетов исследований.
«Непризнанные гении из народа» как правило даже близко не представляют себе сложность и связность современной научной картины мира. Образно говоря, эта картина представляет собой очень сложный паззл. В его центре находятся те явления, которые проявляются в нашей повседневной жизни, а чем дальше от центра тем более экзотические вещи там появляются. Если говорить о физике, то в центре паззла находится школьная механика, электромагнетизм и оптика. Чуть дальше - теория относительности и квантовая механика. Ещё дальше - квантовая электродинамика, теория электрослабых взаимодействий, черные дыры, бозон Хиггса, сверхпроводимость. Совсем на периферии — теория великого объединения, физика сверхплотного состояния и сверхвысоких энергий, космологические струны и браны, мультивселенная и т. п.
Центр паззла собран на 99%, рисунок понятен даже в мелких деталях. Свободных мест там совсем мало. Чуть дальше «дырок» становится больше, но основной рисунок уже явно просматривается. На периферии в основном белые пятна. Немногочисленные собранные «островки» висят по отдельности и пока непонятно как их соединить друг с другом и частями какого рисунка они являются. Любое новое утверждение — это либо отдельная деталька паззла либо собранный кусок из нескольких деталек. Чем больше кусок, тем большего размера нужна дырка, что его туда вставить.


Из этой грубой аналогии сразу понятно, что любое утверждение, которое кардинальным образом меняет наши представления о «повседневных» явлениях природы, должно изменить центр картинки. Поскольку центр контактирует сразу со всеми областями, лежащими чуть дальше, то «новая революционная теория» должна идеально состыковаться по периметру с колоссальным количеством других наблюдений и теорий. Иначе кусок просто не влезет на свое место. Причем чем больше кусок, тем больше у него контактов и тем сложнее его куда-то вставить.
Разберем пример с «памятью воды». Если у жидкой воды есть долговременная структура, обеспечивающая ей память о растворённых веществах, то эту идею нужно «состыковать» с кучей других деталек паззла:
  • С экспериментами по рассеянью нейтронов и электронов, выявляющими ближний порядок молекул.
  • С фазовыми переходами в твёрдое тело и газ.
  • С вязкостью, плотностью, диффузией, поверхностным натяжением и всеми другими макроскопическими характеристиками.
  • С компьютерным моделированием динамики жидкости, основанном на строгих квантовомеханических расчётах.
  • Со всеми экспериментально определёнными макроскопическими свойствами растворов электролитов.
  • С многочисленными экспериментами по релаксациям в растворах методами оптической спектроскопии, парамагнитного и ядерного магнитного резонанса.
  • И т. п.
Как вы уже поняли — никуда оно не стыкуется.
Нормальные учёные, понимают всю сложность паззла, а фрики и сумасшедшие изобретатели — нет. Отсюда и навязчивое желание предложить очередную «теорию всего».
Учёные не берутся за проверку многих «революционных идей» просто потому, что они уже на стадии формулировки задачи не влезают в паззл научной картины мира. Например, лженаучная теория «несилового взаимодействия» одиозного декана Юрия Тесли с ходу не стыкуется даже с элементарной ньютоновской механикой, не говоря уже о чем-то более сложном. То, что ньютоновская механика отлично работает в своей области применимости, подтверждает все вокруг нас — от мясорубки до самолёта. Новая теория должна работать как минимум не хуже, но никаких доказательств этого её автор не приводит (см. пункт 2 о бремени доказательства). Тратить время и деньги на исследования этого гипотетического «несилового взаимодествия» - все равно, что исследовать русалок, которых никто никогда не видел.

...

В целом вырисовывается достаточно безрадостная картина — пропасть между сложностью современной научной картины мира и бытовым мировоззрением среднего обывателя настолько велика, что непонимание и дурацкие мифы рождаются сами собой. Катастрофическое падение уровня образования, ползучая клерикализация общества, безпринципность, безграмотность и преступная всеядность СМИ подпитывают эти мифы и углубляют пропасть. 
....
Взрослый человек со сформированным некритичным магическим мышлением переубеждению не поддаётся. Пытаться влиять на него бессмысленно. Работать можно либо с детьми, либо с людьми у которых есть зачатки критического мышления, но которые просто «бегут со стадом» из-за недостатка информации или просто от лени. По-сути кроме насыщения информационного поля научпопом и продвижения правильных школьных программ тут мало что можно предложить.
С «непризнанными гениями» бороться также бессмысленно. Их количество можно постараться уменьшить грамотной профилактикой — все той же популяризацией и улучшением качества школьного и университетского образования.
Ещё можно улучшить момент и прицельно бить по морде чайником Рассела — иногда помогает.

Комментариев нет: