Нам еще раз напомнят о том, что основная заслуга в этой битве принадлежит православному святому Сергию Радонежскому, вовремя благословившему князя Дмитрия на битву. Этот факт настолько прочно вбит в массовое сознание, что почти никому не приходит в голову усомниться в его подлинности.
Однако...
Немногие знают, что князь уходил на битву, будучи прОклятым митрополитом всея Руси Киприаном, и отлученным им от церкви. А Сергий Радонежский был ярым сторонником группировки Киприана, и уж конечно, не стал бы в чем-то благословлять опального князя. Более того, сам князь не стал бы обращаться к старцу за таковым благословением хотя бы потому, что находился с Сергием в, мягко говоря, натянутых отношениях.
Однако… православная пиар-мифология в действии:
Не будем голословны и обратимся к источникам:
СТО ЛЕТ прошло, и в летописях ВПЕРВЫЕ упомянуто имя Сергия Радонежского.
Но совсем не в том контексте:
"И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа".
Однако...
Немногие знают, что князь уходил на битву, будучи прОклятым митрополитом всея Руси Киприаном, и отлученным им от церкви. А Сергий Радонежский был ярым сторонником группировки Киприана, и уж конечно, не стал бы в чем-то благословлять опального князя. Более того, сам князь не стал бы обращаться к старцу за таковым благословением хотя бы потому, что находился с Сергием в, мягко говоря, натянутых отношениях.
Однако… православная пиар-мифология в действии:
Не будем голословны и обратимся к источникам:
Тест текстологический
Первыми из первоисточников по времени написания являются статья 1380 г. рогожского летописца и статья 1380 г. Симоновской летописи. По мнению специалистов, оба этих источника вошли в летописный свод 1409 г., то есть их читали современники Куликовской битвы. В чем и ценность! Так вот, при описании подготовки к походу и самого сражения имя Сергия Радонежского там вообще не упоминается.
Второй по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. - Новгородская 1-я летопись. Однако сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать. И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.
В то же время новгородский автор сообщает интересный факт: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать... Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.
Второй по времени из сохранившихся свидетельств о событиях 1380 г. - Новгородская 1-я летопись. Однако сама же Новгородская 1-я летопись появилась в летописном своде 1448 г., следовательно, была создана в 40-е гг. XV столетия. Со времени Куликовской битвы прошло уже более 6о лет. Живых свидетелей этого события практически не осталось, по крайней мере, их можно было бы по пальцам пересчитать. И здесь о Сергии Радонежском вообще не упоминается.
В то же время новгородский автор сообщает интересный факт: перед самой битвой, когда русские вышли на Куликово поле и увидели против себя готовую к бою татарскую рать, первой их реакцией была паника, многие новобранцы из московских полков бросились бежать... Но далее летописец воздает должное великому князю Дмитрию Ивановичу и князю Владимиру Серпуховскому, которые резко прекратили панику в рядах своих воинов и быстро настроили их на боевой лад.
Третий по времени рассказ о Куликовском сражении нашел место на листах Софийской 1-й и (с почти аналогичным текстом) Новгородской летописей. Но при этом рукопись Софийской летописи датируется 1481 г. По крайней мере, в этот год она была закончена. Оригинал Новгородской еще позднее. Понятно, что ни о каких живых свидетелях битвы 1380 г. говорить опять не приходится.
СТО ЛЕТ прошло, и в летописях ВПЕРВЫЕ упомянуто имя Сергия Радонежского.
Но совсем не в том контексте:
"И тогда приспе грамота от преподобного игумена Сергиа от святого старца, благословенаа".
найдено в lilibay ЖЖ
оригинал:
А.Меленберг, Рolitjournal.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий