среда, 10 июня 2009 г.

Факты и заблуждения профессионального программирования

Факт 1
Самый важный фактор в разработке ПО — это не методы и средства, применяемые программистами, а сами программисты.

В создании ПО важен человеческий фактор. Именно эта мысль главная в данном конкретном факте. Свою роль играют инструментальные средства. Важны и методы. И процессы. Но роль людей намного более значима.
Идея эта стара, как сама компьютерная индустрия. Она вышла из столь многочисленных научных исследований и докладов за прошедшие годы (она там встречается и сейчас), что к настоящему моменту должна быть одной из самых важных "вечных истин". Но в индустрии ПО о ней по-прежнему забывают. Мы считаем Процесс альфой и омегой разработки ПО. Мы выдвигаем инструментальные средства на роль волшебных палочек, усиливающих нашу способность создавать ПО. Мы собираем вместе разношерстные методы, называем результат методологией и требуем, чтобы тысячи программистов читали о ней, посещали курсы по ней, отполировывали знания путем зубрежки и упражнений и затем применяли ее в ответственных проектах. И все это от имени средств, методов, Процесса, стоящих над людьми.


В заключение я бы хотел привести одно из моих любимых высказываний:
Реальность - это убийство прекрасной теории бандой мерзких фактов.
Здесь я не ставил перед собой задачу определить состав "банды мерзких фактов". И я не думаю, что любая теория прекрасна. Но я уверен, что любая теория, чего-то стоящая в индустрии ПО, не должна противоречить фактам, представленным в этой книге, неприятные они или нет. Я предложил бы ученым, теории которых не согласуются с одним или несколькими из этих фактов, еще раз обдумать то, что они предлагают (или отстаивают). И практикам, собирающимся применять какой-то инструмент, технологию, метод или методологию, которые противоречат этим фактам, я бы посоветовал остерегаться неприятных сюрпризов на избираемом ими пути.
За много лет в индустрии ПО совершена масса ошибок Я не имею в виду заваленные проекты или продукты, потому что я думаю, что их намного меньше, чем многие окружающие хотят нас уверить. Я говорю не о тех, кто приговаривает "это изобретено не здесь" или "это никуда не годится", потому что я думаю, что их тоже очень немного. Ошибки, о которых я говорю, совершаются потому, что яркие в остальном представители нашей отрасли предлагают, отстаивают и проводят в жизнь очевидно ложные истины.
Я надеюсь, что этот сборник фактов и заблуждений поможет искоренить эти ошибки.

1 комментарий:

Андрей Германович комментирует...

А теперь там же лежат и другие книги Роберта Гласса:
http://www.az-design.ru/Support/SoftWare/l/GlassRob/index.shtml